Стоимость жилья, его локация и планировка сейчас остаются решающими факторами при покупке недвижимости. Но с каждым годом дизайны МОП играют все большую роль при выборе застройщика и ЖК. МОП уже нелегко назвать проходящим до квартиры элементом, он становится визитной карточка дома. Априори будущий резидент ЖК хочет не просто чистое и неприхотливое исполнение общей территории из разряда «как в больнице», а ожидает увидеть идею, которая совпала бы с его личным мировоззрением.
Перед девелопером возникает задача найти того, кто сделает привлекательный дизайн проект МКД качественно и креативно. И у него есть для этого три сценария: работа с фрилансерами, содержание собственного штата сотрудников и заключение договора с подрядчиком. Давайте разберемся, какая из комбинаций приведет к правильно разработанному продукту без дополнительных издержек и поспособствует дальнейшему росту компании.
Один из вариантов – заказ дизайна у фрилансера. Здесь можно столкнуться с несколькими препятствиями. Частные дизайнеры не всегда способны предоставить грамотно составленную документацию (техническое задание, рабочий график), по которой можно сразу приступать к работе. Есть случаи, что фрилансер упирается в свой вариант как единственно верный и не хочет корректировать работу по запросу заказчика.
Долгое сотрудничество с одним и тем же дизайнером-одиночкой будет прослеживаться во многих деталях – узнаваемый почерк, повторяющиеся элементы, одинаковость эскизов – всё это ведет к творческому застою в дизайн-проектах, их однотипности. К тому же многие специалисты, готовые взяться за дизайн мест общего пользования, в основном занимаются квартирным интерьером. Разработка этих помещений имеет разную специфику и бюджет. Дизайнер, не знакомый с особенностями МОП-проектирования может выбрать неподходящие материалы, не учесть противопожарные нормы или наличие инженерных коммуникаций и упустить из виду другие принципиальные моменты.
Не стоит забывать про человеческий фактор, когда нанятый вами фрилансер просто перегружен сторонними задачами, заболел или уехал в отпуск – тогда об оперативности исполнения не может идти и речи. Отсутствие при этом четко составленного договора лишь повышает все риски сотрудничества. Такой способ работы будет удобным лишь на маленьких проектах. В остальных случаях, на наш взгляд, удобнее работать с подрядчиком, у которого есть своя команда дизайнеров, и он сам ведет с ними общение.
Что можно сказать о наличии у компании постоянного штата дизайнеров? Такой вариант подойдет, если застройщик готов предоставить большой и стабильный объем работы и успевать при этом правильно организовывать деятельность всего отдела. Если эти условия не соблюдаются, то возникает логистическая и финансовая заминка. Ведь при отсутствии проектов по разработке дизайна МОП и дворового пространства, зарплатные выплаты всё так же нужно будет соблюдать.
Еще одна трудность: команде, которая постоянно работает в пределах одной компании, с каждым разом будет все сложнее выдавать яркие конкурентные проекты. Это рождает новую статью расходов: необходимо будет отправлять сотрудников в урбан-туры, организованные другими девелоперами, для обмена опытом. Такая трата будет оправдана только при постоянной полной загруженности команды.
Дизайн МКД это, как правило, разовая для всего проекта работа, но которая требует профессионализма и насмотренности. В большинстве случаев гораздо целесообразнее обратиться к студии дизайна МОПов и дворов, которая все эти трудности берет на себя.
У каждого девелопера по-своему выстроена структура организации и рабочие процессы. Особенно ярко это проявляется при сравнении девелоперов из различных городов. Благодаря общению с застройщиками из разных регионов, студии обогащаются опытом и технологиями исполнения, постоянно обучаются и знакомятся с тенденциями рынка. Поэтому они могут помочь оптимизировать работу, повысить качество её исполнения и избежать дополнительных растрат из бюджета, выделенного на подрядные работы по разработке дизайна МОП и его дальнейшей реализации.
Подрядчик заинтересован в качественном исполнении своих заказов, потому что это отражается на его юридических договорных обязательствах, репутации и прибыли. Постоянный штат для повышения качества работы сложно мотивируется без дополнительных финансовых затрат. Но насколько денежные вложения в них оправдают ожидания –вопрос открытый.
Привлечение к работе сразу нескольких подрядчиков дает застройщику возможность вести одновременно ряд дизайн-проектов, не растягивая их на долгое время. При этом не обязательно обе стороны должны находиться в одном городе. То есть девелопер не ограничен в выборе подрядчика лишь локальным рынком, он может найти исполнителя в любой точке страны, основываясь на его профессионализме, исполнительности и креативности.
В конечном итоге каждый застройщик сам выбирает для себя удобный формат в зависимости от бюджета и объема работы, идеальной формулы не существует. Но можно сказать, что только рационально организованное сотрудничество подрядчика и заказчика приведет к созданию подходящего дизайна МОП, который повысит значимость и востребованность всей концепции ЖК.